Веские причины для молитвы
Я знаю, что молиться важно. Все благочестивые люди, которых мне доводилось встречать, свидетельствуют о первостепенной роли молитвы в их жизни. Я понимаю, что мне тоже следует молиться, но…
Хочу быть честным с вами. Может показаться, что наш главный мотиватор для молитвы – это результат, то есть получение ответов. Молитва может восприниматься как список запросов к Богу: «Отче наш, Сущий на небесах… дай мне, дай мне, дай мне!». Это потребительский подход к молитве. Но мне трудно считать это главной, и уж тем более удовлетворительной, причиной для молитвы.
Поэтому я решил изучить, как и почему молился Иисус, и в результате обнаружил пять очень веских причин, побуждающих нас к молитве.
- молитва развивает мои отношения с Иисусом
- молитва помогает победить в искушении
- молитва – непременное условие для познания воли Божьей
- молитва совершает Божью работу
- молитва – оружие в духовной войне
Молитва развивает мои отношения с Иисусом
В первую очередь я призван молиться потому, что молитва – это ключевое средство для развития отношений любви с Иисусом Христом. Послушайте внимательно – это очень важно! Христианство – это не правила, а прежде всего взаимоотношения с Богом.
Конечно, Христос устанавливает стандарты, но мы не становимся христианами потому, что мы принимаем эти стандарты. Мы становимся христианами благодаря тому, что принимаем Христа, Который любит нас, умер за нас и поселился в нас.
Таким образом, я нуждаюсь в том, чтобы развивать отношения любви с Ним. Мне нужно научиться пребывать в Его объятиях, позволять Ему заботиться обо мне, указывать мне на мои нужды и на то, как Он их восполняет. Мне нужно слушать Его, и я отчаянно нуждаюсь в том, чтобы говорить с Ним.
В Ефесянам 3:14-19 Павел молится, чтобы мы «могли постигнуть…, что есть широта и долгота, высота и глубина, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Слово «уразуметь» в этом отрывке – то же самое слово, которое используется для обозначения сексуальной близости между мужем и женой в браке. Павел молится, чтобы мы с вами переживали подобную любовь в отношениях с Христом – не сексуальную, но близкую, связывающую тесными узами, глубокую, без стеснений. Она настолько глубока, что, по словам Павла, «превышает всякое разумение».
Один из способов испытать на себе эту любовь – это молитва. Когда мы предстаем перед Богом такие, какие есть, мы попадаем в Его особо близкое присутствие. Редко когда мы можем быть ближе к Нему, чем во время молитвы. Мы можем молиться для того, чтобы пережить по-новому Его любовь, купаться в ее лучах, учиться отвечать на нее взаимностью и позволить ей заполнить сухие трещины и расщелины наших жизней.
Я думаю, что главная ценность дара молитвы в том, что мы учимся принимать, испытывать и отвечать на Его любовь в процессе живого общения с Ним. Молитва – это занятие, во время которого Бог может говорить к нам, послужить нам и завладеть нами (а мы-то думаем, что молимся для того, чтобы завладеть Им!). Поэтому Давид молится в Псалме 17:1: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя».
Молитва помогает победить в искушениях
Молитва – важный инструмент в победе над грехом и искушениями. Наверное, нет более поучительного примера на эту тему из земной жизни Христа, чем событие в Луки 22:39-41. Действие открывается в ночь перед смертью Христа. Иисус и апостолы оставили горницу и устремились по давно знакомой им извилистой тропке на Елеонскую гору, в Гефсиманский сад. Иисус знает, что вскоре им всем предстоят великие испытания – Его арест, допросы, избиение плетьми, издевательства, соблазн отречения и распятие.
Осознавая их нужду в мужестве, Он призывает их: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение». Что Он хотел этим сказать? Попросту то, что именно молитва была противоядием искушению, вызванному страхами, унынием и ужасом. Только молитва могла укрепить их дрожащую веру и придать им смелости. Откуда Он мог знать это? Над ним тоже сгущалась тьма. В последующие несколько часов ему грозили оскорбления, жестокие избиения, пригвождение ко кресту. Кроме того, Ему предстояло понести на себе грехи всего человечества, включая грехи всех детских маньяков, массовых убийц и Адольфов Гитлеров всех времен. Можете представить, какой ужас подступил к его душе? Наивно предполагать, что человеческой стороне личности Христа не хотелось избежать такой миссии или поискать более легкий путь.
Как же Он поступил? Он показал пример того, чему Он и учил Своих учеников: Он молился, чтобы не впасть в искушение. Лука говорит, что Его молитвы были такими сердечными, а терзания такими сильными, что кровавый пот выступил у Него на лбу, предвосхищая тот поток крови, который должен был пролиться на следующий день. Его молитва началась со слов: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия…». В конце молитвенного времени Он встал на ноги, твердо решив вопрос с Отцом: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Молитва стала путем к Его победе. Он вернулся к своим ученикам и застал их… спящими! Он побуждал их к молитве. Вместо этого они последовали народной мудрости: «утро вечера мудренее!». Видя их усталость и брюзжания по поводу их нарушенного сонного покоя, Он снова говорит им в 46-ом стихе: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Обратите внимание, что Он дает это повеление в начале отрывка, затем демонстрирует его на личном примере в основной части отрывка и повторяет его в конце. Когда вы перед лицом искушения, МОЛИТЕСЬ! Именно это поможет вам победить его. Вместо этого мы начинаем молиться только после того, как мы сдались. Как насчет того, чтобы воспринимать молитву как первоочередное средство, благодаря которому Бог может наполнить нас силой и смелостью перед атакой искушения? Если бы мы больше молились, мы бы терпели меньше поражений!
Молитва – непременное условие для познания Божьей воли
Мы молимся, потому что молитва – непременное условие для познания Божьей воли. Вот что можно услышать по этому поводу от многих христиан. «Я молюсь о разных вариантах, и когда в сердце наступает мир по поводу одного из них, я делаю выбор в его пользу». Однако это так искажает учение Слова Божьего! Конечно, молитва необычайно важна для определения Его воли, но не потому, что она приносит нам мир. Хочу показать вам ошибочность такого мышления.
Однажды я спросил группу христиан: «Кому из вас приходилось делиться своей верой, свидетельствовать кому-то о Христе? Перед тем, как вы начинали разговор, который безусловно можно смело назвать волей Божьей, кто из вас переживал внутри теплое, спокойное чувство умиротворения? Поднимите руки. Да….Ни одной руки! Не чувствовали ли вы себя вместо этого страх и нервозность? Может быть, у вас потели ладони. Может, даже волосы на голове у вас взмокли. Никаких приятных ощущений мира, но вы все равно начинали разговор о Христе, потому что в этом воля Божья, верно?». Зачастую осознание воли Божьей приводит нас в страх, а не в приятное умиротворение. Но подождите, скажете вы, как же тогда молитва помогает в понимании Его воли? Иисус снова демонстрирует это в Евангелии от Луки. Прочтите Луки 6:12-16. Иисус проводит в молитве целую ночь, чтобы выбрать из сотен Своих последователей особую группу учеников, которые войдут в историю как Апостолы.
Каким образом молитва помогла Ему? Об этом хорошо написал Джон Весли: « Я нахожу, что главная роль молитвы в поиске воли Божьей заключается в том, что молитва помогает привести мою волю в беспристрастное состояние. Только когда моя воля не предубеждена по отношению к данному вопросу, я нахожу, что Бог предлагает моему разуму причины следовать или не следовать по какому-то конкретному пути».
Таким образом, главная цель молитвы в том, чтобы сделать нашу волю беспристрастной! У нее нет цели дать нам неземное чувство комфорта. Поэтому мы молимся Богу о Его воле в каком-то вопросе, зная, что мы наверняка уже склоняемся к определенному варианту. Мы умоляем Его прежде всего о том, чтобы Он помог нашей воле вернуться с этого склона в центральное, объективное положение – то есть к готовности выполнить любую Его волю, какой бы она ни была. Когда наша воля приводится в нужное состояние (а на это может уйти время), Бог показывает нам в нашем разуме, почему одна альтернатива лучше другой, и поэтому является Его волей для нас.
Конечно, это всего лишь предположение, но у Иисуса наверняка был долгий разговор с Отцом о каждом человеке в отдельности и о том, кого именно выбрать в качестве ближайших последователей. Иисус проговорил об этом с Отцом всю ночь. Может, у Него были личные предпочтения в этом вопросе. У Него наверняка был список кандидатур, по крайней мере, в разуме. Может быть, Петр уже был в этом списке, а Андрея еще не было. Фома точно не попал бы в мой список, как, впрочем, и Симон Зилот. Может, их не было среди первых кандидатов и в списке Христа. Тем не менее, благодаря работе Отца и Его смиренному ходатайству, Ему стало предельно ясно, что должны быть выбраны именно эти трое плюс девять других.
Наш поиск воли Божьей может происходить подобным образом. Мы молимся, чтобы наша воля (не эмоции, а именно воля!) была готова подчиниться любому Божьему изволению. Тогда в нашей жизни оживает стих 2 Тимофею 1:7: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы, любви и целомудрия» (здравого суждения – прим. переводчика). Когда мы проводим время с Богом в молитве, Он направит нас к идеям, мыслям, аргументам, отрывкам Писания, которые откроют нам Его волю. На это могут уйти дни, недели, иногда месяцы. Но для познания Божьей воли нам просто необходимо разговаривать с Ним на эту тему.
Молитва совершает Божью работу
Это сильный мотиватор, побуждающий к молитве меня лично, и он проистекает из одного из самых удивительных заявлений Иисуса Христа. Мы находим это заявление в Иоанна 14:12-14. Стоит открыть Библию прямо сейчас, потому что вам нужно увидеть это заявление своими собственными глазами, чтобы в него поверить.
Это было время Последней Вечери, когда Иуда ушел, чтобы предать Христа. Его уход дает Христу возможность преподать оставшимся верным одно из Своих самых величественных учений. Его заявление звучит в контексте обсуждения темы Его божественности, Его единства с Отцом и Божьей работы в мире. Неожиданно Он делает следующее заявление: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
Посмотрите на это утверждение. Насладитесь им. Распробуйте его. Изучите его. «Сотворит». Иисус не сказал: «сотворят». Он не сказал: «все тело в совокупности сотворит». Он использовал единственное число, имея в виду одного человека. «Дела, которые Я творю, и больше сих» - вот Его заявление.
Какие дела Иисус творил на земле? Так, мелочи: очищал прокаженных, исцелял больных, провозглашал освобождение узникам, проповедовал десяткам тысяч, приводил тысячи людей ко спасению, воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым. Сущие пустяки! Однако в этом заявлении ясно звучит мысль, что единственное условие для совершения подобных дел – это вера в Него. Что это значит?
Стихи 13 и 14 напрямую связаны с 12-ым. «И чего ни попросите во имя Мое, Я то сделаю, да прославится Отец в Сыне». И так как Он знал, что до них с первого раза не дойдет (как и до нас!), Он повторяет: «Чего ни попросите во имя Мое, Я то сделаю».
Молитва – это путь для свершения Его более великих дел! Большинство из нас не станет всемирно известными евангелистами, хотя некоторые и станут. Большинство из нас не будут иметь дар исцелений, хотя у некоторых он и будет. Большинство из нас не будет великими проповедниками и учителями, хотя некоторые и будут. Но каждый из нас может опуститься на колени и помолиться. Мы можем молиться, прося Иисуса прикоснуться к погибающим людям земли и вырвать их из вечной тьмы в вечную жизнь. Благодаря молитве мы можем распространять исцеляющую силу Христа как через медицину, так и через сверхъестественное исцеление. Каждый из нас способен молиться и просить Христа сдерживать силы нравственного разложения, которые угрожают полностью поработить человеческий дух. Каждый из нас может совершать все это в молитве!
Сегодня стоит мне только захотеть, и я могу провести 15 минут, ходатайствуя за людей, влияя на их приближение к Богу и привнося благо в их жизнь. Прямо сегодня я могу провести 20 минут в молитве, прикасаясь к нераспаханной почве мусульманских сердец Муллы или Саудовской Аравии, или к разуму монахов-аскетов Непала. Сегодня в молитве я могу выступить против порнографии, изнасилований, надругательств над детьми, кровосмешения на обширных просторах моей собственной страны. Когда я говорю с Богом в своей гостиной, в офисе или церкви, тот же Самый Бог действует в семьях, в Непале, в Кремле, в Арабских странах, в каждом доме. Я участвую в Его работе не только через личные усилия и труды в моей местности, но и по всему миру, совершая Его работу через молитву. Неважно, каким дарами, талантами или типом личности я обладаю; все, что имеет значение – мое решение посвятить себя сотрудничеству с Ним в молитве. И это все, что должно иметь значение и для вас. Поскорее бы до нас «дошла» эта истина! Иисус сказал: «Дела, которые Я творю, и Он сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Все, что приносит славу Отцу, «просите Меня, и Я сотворю».
Молитва – оружие в духовной войн
Молитва – важнейшее оружие в духовной битве. Ефесянам 6:10-20 напоминает нам, что в конечном счете наша битва не против людей, но против могущественных духовных существ и сил. Перед нами открывается картина войны. Жизнь христианина – это не парк аттракционов, а поле битвы.
Павел, бывалый солдат в этой войне, дает нам указание должным образом подготовиться к этой битве. По примеру римского воина, мы должны облачиться в шлем спасения, надеть броню праведности, препоясать чресла истиной, обуть ноги в готовность благовествовать мир, взять в руки щит веры и меч Духа (Слово Божье).
Кажется, теперь мы вооружены до зубов. Если бы я писал это наставление, я бы сказал: «А теперь вперед, в бой!». Интересно, что Павел этого не делает. Он выжидает до 18-ого стиха, чтобы пустить в ход из Божьего арсенала тяжелую артиллерию – непрестанную молитву. Обратите внимание на его слова: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых, и о мне…».
На протяжении двух стихов нам повелевается молиться целых пять раз. Не кажется ли вам, что Павел (и Бог) хочет донести до нас важную истину? Он пытается привлечь наше внимание к осознанию силы молитвы в победе над сатаной и его тактикой. Параллельный этому текст из 1 Коринфянам 10:3-4 звучит так: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы ...».
Оружие молитвы делает брешь в крепости сатаны. Это артиллерийское орудие, превращающее крепостную стену в прах и позволяющее войскам войти через пролом. Часто Евангелие распространяется так медленно из-за пренебрежения сокрушительной тактикой молитвы. Молитва окрыляет христианских воинов.
К примеру, несколько лет назад в престижном университете Америки один наделенный большими полномочиями администратор препятствовал допуску христианских миссионеров на территорию студгородка по причине своего личного неверия в Евангелие. Студенты-христиане сразу же прибегли к молитве. Будучи убеждены, что никто не имеет право препятствовать студентам слышать о Христе, они молились о том, чтобы Бог либо изменил сердце этого человека, либо убрал его с должности. Они верно просили об этом в течение полугода.
Вдруг, без какой-либо видимой причины, его перевели в другую должность, а на его место назначили другого человека. Первый вопрос, который задал новый начальник, был: «Почему на территории студгородка так мало христианских работников?». Пришли миссионеры, и евангельское дело расцвело. Молитва – ключ к успеху в духовной битве.